Топиарное искусство

Топиарное искусство

Группа аккуратно подстриженных кустов-шариков на ярком ковре газона, четкая вертикальная зеленая стенка – живая изгородь всегда привлекают наше внимание. Может 6ыть потому, что присущее нам стремление упорядочить окружающий нас мир так очевидно, контрастно проявляется здесь во внесенной человеком строгой геометрии, которая несвойственна живописности природных форм? И вот дерево или куст начинают расти и развиваться по законам, продиктованным людьми, законам, соотнесенным с их понятием красоты.

Необходимы знание, вкус и умение, чтобы подчинить себе природу. Недаром во все времена так ценилось топиарное искусство – мастерство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Впервые этот термин встречается в описаниях древнеримских вилл – жилых домов с благоустроенным внутренним двориком-садом.  Римляне знали толк в красоте, любили роскошь и потому вносили и то, и другое в свой быт. Свой сад они устраивали в виде геометрически построенной композиции. Водоем с фонтаном, цветы и скульптура дополняли этот маленький ансамбль. Нередко такие садики с невысокими деревьями и кустарниками, подстриженными так, чтобы они гармонировали с окружающей дворик архитектурой в виде шара, пирамиды, в форме какого-нибудь животного, архитектурного сооружения, были предметом гордости хозяев. Топиарное искусство входило в курс обязательных знаний каждого садовника и ценилось выше всего (Toriarius – если перевести с латыни на родной язык, буквально – садовник ландшафтного орнамента). В регулярных садах многих эпох художественная стрижка как садоводческий прием занимала ведущее место. В этом отношении славились великолепные дворцовые ансамбли – французский Версаль и Шенбрунн в Австрии – с высокими шпалерами, арками, коридорами, боскетами. Зеленые «стены» или шпалеры вполне оправдывали свое название. Они достигали высоты 2-3 м, некоторые имели прорезные окна, входные проемы и даже зубцы наверху – настоящая стена, только из живого материала. Геометрические фигуры, животных и птиц из стриженых кустарников можно и сегодня увидеть в Индии, Голландии и многих других странах, особенно часто топиарное искусство представлено на выставках декоративного садоводства.

Не сомневаюсь, что и в вашем саду найдется место для необычной формы кустиков. Они привнесут оригинальность в ландшафт вашего участка, сыграют роль композиционных акцентов у входа в дом, на повороте дорожки, у беседки, на открытом газоне. Перспективные породы, которые подходят для большинства наших регионов: бирючина, барбарис, самшит, кизильник, тис, кипарисовик, биота, лавр, пираканта, вечнозеленые лох, бересклет, жимолость. Пригодны для создания различных форм и вьющиеся растения, для них делают специальные металлические каркасы. Древесные растения надо начинать стричь с самого «юного» возраста, придавая им соответствующую, желаемую форму и поддерживая на всем протяжении жизни растения . Обрезка и стрижка выполняются разными инструментами: шпалерными ножницами, секаторами, обычными домашними ножницами и даже маникюрными, ими удобнее всего вырезать лишние почки. Работа эта очень кропотливая, достаточно трудоемкая, ежедневная, хотя вместе с тем и увлекательная, интересная, поистине творческая требующая художественного вкуса. Дерзайте, и вас все получится!

Ландшафтный дизайн и архитектура сада




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *